«Утверждаю» Директор ГКУ СПДП «Тургай» __________ Закирова Л.Ф.

Программа по развитию навыков самоуправления «Мы вместе!»

с. Старая Икшурма, 2019 год Актуальность программы: Работа самоуправления в детском приюте имеет большее значение, чем в любом другом учреждении. Дети, оставшиеся без попечения родителей, очень быстро впитывают в себя постоянную заботу, опеку над ними, характер проживания быстро становится иждивенческим. В условиях детского приюта, когда воспитанники живут, возникает проблема - дети не имеют организаторских способностей, коммуникативных качеств, обладают низкой или наоборот завышенной самооценкой. Работа самоуправления даёт детям возможность почувствовать себя творцом своего проживания в детском приюте. Она необходима и полезна для будущей успешной социализации в обществе, для содержательно-продуктивного общения, для научения детей реализовывать себя в тех или иных социальных ролях. Кроме того, самоуправление – один из способов профилактики правонарушений. Таким образом, в детском приюте возникла необходимость разработки и внедрения программы детского самоуправления. Цель программы– создание условий для формирования саморазвивающейся, активной и самостоятельной личности, укрепление духовного и физического здоровья, повышение положительной мотивации воспитанников к решению проблем жизнедеятельности детского коллектива, воспитание чувства ответственности за результаты собственной деятельности Задачи: - сделать жизнь в приюте интересной и увлекательной, научить быть полезными окружающим людям; - развивать индивидуальные качества ребят, способствующие успешной самореализации ребенка; - развивать инициативу и творчество ребят в процессе коллективных дел; - воспитывать культурного современного человека. Продолжительность на один год. Программа разработана для детей 7-18 лет. Программа содержит 36 мероприятий с детьми. Основной формы и методы работы детского самоуправления - совещании, заседании совета воспитанников; - диспуты, дискуссии, проведение круглых столов; - проведение акции, конкурсы; - деловые игры; - День бизнесмена. Состав детского самоуправления: «Президент» - планирует деятельность совета детского самоуправления, определяет повестку дня, председательствует на заседаниях, утверждает планы и решения советников, координирует работу, оказывает помощь в управлении советникам, осуществляет контроль исполнения решений. «Юный тренер» - оказывает помощь в подготовке и проведении спортивных мероприятий и отвечает за участие в них воспитанников, пропагандирует ЗОЖ через занятия физкультурой и спортом, привлекает к этому всех воспитанников, привлекает воспитанников к участию в спортивных кружках и секциях. «Патруль порядка» - контролирует порядок среди воспитанников. Помогает разбираться в конфликтных ситуациях. Участвует в планировании работы детского самоуправления. Представляет отчеты о произошедших нарушениях. «Советник образования» - участвует в организации самоподготовки домашних заданий, интеллектуальных игр, конкурсов, викторин, тематических газет и др. анализирует состояние успеваемости и наличия учебных принадлежностей, пропагандирует разумную организацию учебной деятельности. «Цветовод» - охрана зеленых насаждений, посадка деревьев, посадка и регулярный контроль, и уход за комнатными растениями. Пропаганда эко – знаний через экологические акции. Забота об аквариумных рыбках, овладение навыками первой помощи при укусах пчёл, ос, змей. «Санитар» - организует дежурства по графику в комнатах и столовой, следит за наличием у воспитанников предметов личной гигиены, организует рейды по уборке территории приюта, субботники. «Трудовик» - организует и контролирует трудовую жизнедеятельность приюта, помогает ухаживать за кроликами. Место проведения: читальный зал, территория приюта и сельской местности. Прогнозируемые результаты: - создания в приюте дружественной атмосферы; - решения конфликтов между воспитанниками; - организации мероприятий; - помощи ученикам в учебе и остальных делах; - воспитания инициативы и ответственности у воспитанников; - наведения и поддержание дисциплины и порядка в приюте. Самоуправление во время летних каникул. Каникулы – это перерыв в учебном процессе для отдыха и развития интересов воспитанников, это – особое ценностное пространство, в котором жизнедеятельность протекает по своим особым законам. Самоуправление во время летние каникулы осуществляется по следующей схеме: Актив отряда: Президент - планирует деятельность совета детского самоуправления, определяет повестку дня, координирует работу, осуществляет контроль исполнения решений. Группы «Советники культуры» помогают воспитателям организовывать различные отрядные мероприятия. «Наши дежурные» выполняют проверку порядка и ежедневную уборку в комнате и по столовой. «Оформители» выпускают газету о жизни приюта. «Уют» вносят свой вклад в оформлении комнаты, делает её уютнее, домашнее, красивее «Сюрпризчики» делают маленькие творческие выступления или подарки всем, поздравляют именинников. «Мастера» пополняют отрядный запас сувениров, делает поделки. «Садоводы, цветоводы» организуют работа в огороде (полив, прополка) «Трудовики» помогают работнику в крольчатнике при уходе за кроликами и сборе корм. День Бизнесмена. Цель: - раскрытие профессиональных и личностных качеств у детей; - воспитывать у воспитанников уважение к предпринимательству, собственность, бережливость; - формирование у воспитанников сознательного отношения к труду, - воспитание психологической и практической готовности у воспитанников к труду. Задачи: - формирование у ребенка положительного отношения, интереса и готовности (мотивационной, целевой …) к труду, как основе жизнедеятельности; - формирование элементарных трудовых навыков; - включение в трудовую деятельность, систему трудовых отношений и общечеловеческих норм и ценностей. - развитие коммуникативных навыков. Данное мероприятие имеет следующие положительные стороны: 1. Проведение «Дня Бизнесмена» рассчитано на целый рабочий день, т.е. с 8 утра и до 4 вечера; 2. Всё мероприятие проходит в духе состязательности между несовершеннолетними 3. В мероприятии требуется различное участие от трудового до творческого. 4. Мероприятие проводится 1 раз в месяц. Трудовая игра «День Бизнесмена» требует предварительной подготовки: 1. В холле приюта заранее вывешивается объявление о проведении «Дня Бизнесмена», указывается его время начала. 2. Руководителем распечатываются на компьютере денежная валюта – тургайчики в достаточном количестве. Они, в свою очередь отличаются от Тургайчиков прошлой игры приветственными лозунгами. 3. Вывешиваются оценочные критерии полезных дел. 4. Распечатываются образцы лицензий, в которых указывается их стоимость. 5. Заготавливается технический инвентарь: в достаточном количестве тряпки (в том числе половые), веники, совки и ведра. 6. Руководитель должна подготовить примерный перечень полезных дел, согласованных с администраций, которые могут выполняться детьми. 7. Всему взрослому персоналу, находящемуся в этот день в социальном приюте(в том числе директору) раздаются «тургайчики», т.е. денежная валюта. Мероприятие проходит в три этапа: 1 этап. Трудотерапия «День Бизнесмена» начинается обычно в 8 утра с построения, выдачи технического инвентаря: Ребята начинают зарабатывать деньги собственным трудом, выполняя поручения воспитателей, медсестер, директора, заведующей и всех тех, у кого есть в наличие валюта. Поручения могут быть разными: помыть пол, протереть пыль с мебели, живых и искусственных цветов, сделать генеральную уборку в творческих мастерских, в кабинетах специалистов, помочь повару на кухне (вымыть посуду, накрыть на стол), присмотреть и занять каким либо делом малышей – дошкольников, помочь рабочему в уходе за кроликами, сбор и дать корм кроликам. Конечно же работа зависит и от сезона: если это зима, то дети помимо работы в корпусе приюта могут выбить паласы в снегу, расчистить двор. Весной дети могут заработать, оказывая помощь рабочему в теплице: полить или прополоть рассаду, окучить огурцы. Если это лето: прополка грядок и цветов, полив растений, подметание двора и сбор мусора со стадиона. Также дети могут и сами искать себе работу. Полезная работа заканчивается к обеду. За время тихого часа трудовые дела не выполняются, но изначально за идеальную тишину во время сончаса воспитанникам начисляется определенная сумма «тургайчиков» (премиальные). Штраф за шум вычисляется из этой суммы. 2 этап. Открытие «малого бизнеса» Дети, желающие открыть собственные предприятия, покупают у руководителя игры за указанную предварительно сумму «тургайчиков» «Лицензию» на открытие фирмы. Также ребята могут объединиться финансами и открыть фирму на двоих и троих. В лицензии указывается: 1. название фирмы, 2. суть деятельности, 3. прейскурант цен на оказываемые услуги 4. состав фирмы (сколько человек). Фирма может состоять из одного или нескольких детей. У каждого ребенка прописана своя деятельность в фирме. Дети могут открывать салоны красоты, парикмахерские, массажные салоны, магазины по продаже собственных поделок, фотоателье, фирмы по составлению гороскопов, охранные агентства, комнаты смеха и страха, организовывают пункты проката. Клиентами таких фирм становятся дети, не набравшие количество «тургайчиков» или не пожелавшие открывать собственные фирмы, а также взрослый персонал приюта, всегда с удовольствием включающиеся в ход мероприятия. Таким образом, вторая часть мероприятия состоит в том, что дети начинают осваивать навыки предпринимательской деятельности. 3 этап – подведение итогов. Руководителями мероприятия подсчитывается количество заработанных «тургайчиков». Ребята собираются в холле. Награждаются победители «Дня Бизнесмена». Воспитанники награждаются почетными грамотами. В деловой игре «День бизнесмена» подростки расширяют свой кругозор: оказывая помощь взрослым – осваивают знания о профессиях, развивают многообразные навыки и привычки общественно полезной деятельности, становятся коллективистами и организаторами, получают возможность для истинного самовыражения, приобретают опыт нравственного поведения в коллективной жизни. «День Бизнесмена» выступает как средство всестороннего развития личности подростков. Тематическое планирование программы «Мы вместе!» по развитию навыков самоуправления. № Наименование тем и разделов Кол-во часов всего Кол-во часов теория Кол-во часов практика Месяц 1 Выпуск мини – газеты «Мир каникул». 1 1 Январь 2 Совещание на тему: «Планирование работы на новый год» 1 1 Январь 3 Акция: «Самая ухоженная комната» (проверка чистоты и сохранность мебели) 1 1 Январь 4 День бизнесмена 1 1 Январь 5 Деловая игра «Выборы» 1 1 Февраль 6 Акция: «Самая чистая комната» 1 1 Февраль 7 День бизнесмена 1 1 Февраль 8 Совещание на тему: «Состав совета самоуправления» 1 1 Март 9 Акция: «Неделя пятерок». 1 1 Март 10 День бизнесмена 1 1 Март 11 Акция «Подарок просто так» 1 1 Апрель 12 Уборка на территории приюта. 1 1 Апрель 13 День бизнесмена 1 1 Апрель 14 Деловая игра «Верю – не верю» 1 1 Май 15 Отчетные заседания председателей детского самоуправления. 1 1 Май 16 День бизнесмена 1 1 Май На летний период Неделя «Советников культуры» 17 Концертное мероприятие «Урра, лето!» Подведение итогов, награждение. 1 1 Июнь Неделя «Наши дежурные» 18 Акция «Самая чистая комната», «Кто дежурит на отлично по столовой?!» Подведение итогов, награждение. 1 1 Июнь Неделя «Оформители» 19 Выпуск газеты «Наш веселый день» Подведение итогов, награждение. 1 1 Июнь Неделя «Уют» 20 Акция «Самая уютная комната» Подведение итогов, награждение. 1 1 Июнь Неделя «Сюрпризчики» 21 Мероприятие «День добрых сюрпризов» Подведение итогов, награждение. 1 1 Август Неделя «Мастера» 22 Выставка «У кого золотые руки?!» Подведение итогов, награждение. 1 1 Август Неделя «Садоводы, цветоводы» 23 Акция «Самая чистая грядка» Подведение итогов, награждение. 1 1 Август Неделя «Трудовиков» 24 Конкурс «Труд кормит, а лень портит» (помощь в крольчатнике) Подведение итогов, награждение. 1 1 Август 25 Совещание на тему «Безопасность на дорогах» 1 1 Сентябрь 26 Выпуск газеты «27 сентября - день воспитателей» 1 1 Сентябрь 27 День бизнесмена 1 1 Сентябрь 28 Конкурс «Дружная и веселая комната» 1 1 Октябрь 29 Акция: Самый лучший ученик» 1 1 Октябрь 30 День бизнесмена 1 1 Октябрь 31 Совещание на тему: «Как ты выполняешь свои обязанности?» 1 1 Ноябрь 32 Конкурс: «Мисс и мистер осени» 1 1 Ноябрь 33 День бизнесмена 1 1 Ноябрь 34 Акция «Самый чистый дневник» 1 1 Декабрь 35 День бизнесмена 1 1 Декабрь 36 Совещание на тему: «Скоро, Новый год!» 1 1 Декабрь Всего 36 4 32 Программу составила: воспитатель              Гильфанова Миляуша Тафкиловна